Всё о фотоаппаратах Fujifilm серии «X»

Тест фотоаппарата FUJIFILM X-E1 от Антона Мартынова

12 января 2013

Автор статьи: Антон Мартынов
Оригинал статьи: Техника | Тест фотоаппарата FUJIFILM X-E1

Традиционно хочу сказать, что у меня не было задачи лабораторно протестировать фотоаппарат во всех мыслимых и немыслимых режимах и выдать стотыщмильонов карточек для их попиксельного препарирования. Много полезных замеров шумов, дисторсий и прочих аберраций можно найти в интернете, например, здесь: dpreview Studio Scene.

Камера FUJIFILM X-E1 — это логическое продолжение Х-серии, в которой пока вершиной является FUJIFILM X-Pro1. В принципе, эти камеры — братья (или сёстры?), если так можно сказать. Ведь вся начинка у них одинаковая, разница лишь в том, что у X-E1 меньше размеры, меньше экран и его разрешение, есть встроенная вспышка, а вместо оптического гибридного видоискателя — электронный, OLED, с внушительным разешением 2.36 Мпикс.

Вместе эти камеры выглядят так:


FUJIFILM X-Pro1 и FUJIFILM X-E1

На приведённой выше фотографии разница в размерах не очень бросается в глаза, но в жизни она более чем заметна, сразу. При этом, самое большое различие сзади — экран, на удивление не так заметно меньше, как этого ожидаешь. Ещё, в отличие от FUJIFILM X-Pro1, новинка продаётся сразу в двух исполнениях — полностью чёрном и серебристо-чёрном:


Два варианта исполнения FUJIFILM X-E1

Встроенная вспышка не очень высокой мощности, но вряд ли от неё кто-то ждёт того, чтобы она превратила ночь в день. Пожалуй, её конструкция выглядит несколько хрупкой, но производители уверенно гарантируют надёжность всей камеры и этого узла — тоже:


FUJIFILM X-E1 с выдвинутой встроенной вспышкой в руках

Видоискатель построен на OLED-экранчике с большим разрешением (2.6 МПикс). Насколько я знаю, это наибольшее значение на сегодня! Смотрится ЭВИ (электронный видоискатель) весьма органично, а про его работу я расскажу чуть позже.

Вообще, если рассказывать про начинку и работу FUJIFILM X-E1, то многие вещи будут повторяться из обзора FUJIFILM X-Pro1, так что нет смысла описывать их здесь подробно. Остановлюсь лишь на самых основных моментах.

Остальные важные для фотографов характеристики фотоаппарата выглядят так:

  • сенсор: X-Trans CMOS; физический размер: 23.6 мм × 15.6 мм (APS-C); кроп-фактор 1.5
  • разрешение кадра: 16.3 мегапикселей; максимальный размер кадра: 4896×3264 пикселей
  • чувствительность: ISO 200–6400; расширяется от ISO 100 до ISO 12800 и 25600
  • выдержка: от 1/4000 до 30 с
  • объектив: байонет FUJIFILM X mount
  • дисплей: цветной TFT; диагональ: 2.8”; разрешение: 460.000 пикселей
  • видоискатель: электронный цветной OLED видоискатель 0.5”; разрешение: 2.360.000 пикселей
  • вспышка: встроенная; ведущее число: 7 (ISO 200)
  • имитация фотоплёнки: PROVIA, Velvia, ASTIA, PRO Neg Hi., PRO Neg. Std, MONOCHROME (+Ye, +R,+G), SEPIA
  • видео: 1920×1080, 1280×720 пикселей; 24 кадра/с; стереозвук
  • RAW 12-bit

А снимает эта камера так:


18 mm | 1/1600 | f/5.6 | ISO 800 | XF18mm F2 R | улицы Токио


18 mm | 1/30 | f/5.6 | ISO 1000 | XF18mm F2 R | токийская подземка


18 mm | 1/30 | f/5.6 | ISO 1250 | XF18mm F2 R | в вагоне токийского метро


18 mm | 1/160 | f/5.6 | ISO 800 | XF18mm F2 R | улицы Токио


18 mm | 1/640 | f/5.6 | ISO 800 | XF18mm F2 R | тоже улицы Токио


18 mm | 1/30 | f/4.0 | ISO 2500 | XF18mm F2 R | улицы Токио ночью


18 mm | 1/30 | f/3.2 | ISO 6400 | XF18mm F2 R | велосипеды на улицах Токио


35 mm | 1/100 | f/2.0 | ISO 200 | XF35mm F1.4 R | японский сад


35 mm | 1/100 | f/2.0 | ISO 800 | XF35mm F1.4 R | портет


18 mm | 1/30 | f/2.0 | ISO 800 | XF18mm F2 R | улицы Киото вечером


18 mm | 1/170 | f/5.6 | ISO 200 | XF18mm F2 R | река


18 mm | 1/320 | f/5.6 | ISO 200 | XF18mm F2 R | зелень

Плюсы

1. Высокое качество изображения

Во многом выское качество достигается за счёт сенсора X-Trans CMOS, о котором подробно можно почитать здесь, в обзоре фотоаппарата FUJIFILM X-Pro1. Если кратко, то основное отличие этого сенсора от традиционных матриц современных цифровых фотоаппаратов в другом расположении светофильтров, за счёт чего получилось избавиться от эффекта муара и, как следствие, отказаться от использования низкочастотного фильтра, призванного избавить обычные матрицы от этого неприятного явления, но снижающего их разрешение. В результате, X-E1, также как и X-Pro1, даёт выское разрешение и отличную детализацию, не свойственную камерам с таким типоразмером сенсоров.


Принципиальная схема расположения цветовых фильтров на матрицах: X-Trans CMOS и на традиционной, «байеровской» матрице

Конечно, сам фотоаппарат вносит большую часть в общее качество изображения, но для хороших снимков важна ещё и оптика. Она даже более важна, если быть точным, чем работа матрицы. И сменные объективы, с байонетом X-mount, которые сейчас есть в линейке Х-серии, отлично справляются с задачей получения высококачествнных изображений. На сегодня их уже пять и их количество продолжает расти:


Линейка объективов XF

Эти два фактора, инновационная матрица и линейка хороших объективов, вкупе с отличной работой автоматики, позволяют, на мой взгляд, X-E1 неплохо выступать уже на поле фотокамер, оснащённых полноразмерными сенсорами, и считающимися у любителей более продвинутыми. Опубликованный ранее в этом сообществе пост со слепым голосованием, в котором читателям предлагалось определить какие из снимков сделаны на X-E1, а какие на 5DmkIII или на D800, неплохо показал всю обоснованность этих моих предположений. Напомню, что правильно там смогли указать только 19 из 42 пунктов, то есть, меньше половины. А это уже повод задуматься для тех, кто хочет иметь выскокачественную камеру, но не готов переплачивать за большой сенсор и не горит желанием таскать с собой лишние килограммы фотооборудования.

Ради интереса можете ещё раз попробовать свои силы и угадать, какой кадр на что снят:

2. Отличная работа на высоких ISO

В принципе, этот пункт напрямую проистекает из предыдущего — ровно те же три причины (матрица, оптика, автоматика) позволяют X-E1 показывать очень хорошие результаты при съёмке на высоких ISO.


18 mm | 1/30 | f/2 | ISO 3200 | XF18mm F2 R | ночь, искуственное освещение


18 mm | 1/30 | f/3.6 | ISO 4000 | XF18mm F2 R | ночь, искуственное освещение


18 mm | 1/3 | f/5.6 | ISO 6400 | XF18mm F2 R | ночь, искуственное освещение

3. Цвета и режимы симуляции плёнки

Тут всё то же самое, что и у X-Pro1, все те же профили, всё так же получаются снимки прекрасные по цветам. Для тех, кто любит снимать в JPEG — этак камера вообще одна из лучших на рынке, по моему мнению.

4. Понятное и наглядное управление камерой


органы управления X-E1

«Винтажные» крутилки это не только симпатично, но ещё и очень наглядно: даже не включая камеры можно понять какая сейчас выбрана программа съёмки (P, A, S или М), какие установлены настройки выдержки, диафрагмы и какая коррекция экспозиции. Может, кому-то и кажется это странным, но тут именно «новое — это хорошо забытое старое» и мне нравится, что FUJIFILM удачно возрождает это всё в своих новых камерах.

5. Возможность использовать объективы сторонних производителей

На эту тему у нас ещё будут посты, а пока я хочу лишь отметить, что очень короткий рабочий отрезок позволяет устанавливать на X-E1 практически все объективы 35-мм стандарта, что может быть очень полезно и интересно тем, кто привык работать с мануальными «плёночными» стёклами и хотел бы их использовать впредь, но уже с цифровой камерой.


фото Кристины Макеевой | Leica Elmarit-M 1:2.8/28mm + камера FUJIFILM | город Порто в тумане на закате

Минусы

1. Некоторые просчёты в эргономике


55 mm | 1/15 | f/9 | ISO 200 | XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS | студийный свет

Тут я насчитал несколько моментов. Они не то, чтобы какие-то смертельные, но некоторые из них представяют собой ту самую ложку дёгтя в бочке мёда. Хотя, уверен, многие посчитают это просто бухтением. Впрочем, судите сами:

Неудобное управление перемещением зоны AF


задняя панель X-E1, кнопка AF — слева, внизу

Эту тему я уже настолько часто поднимал в своих обзорах и разговорах с представителями FUJIFILM, что даже начинаю потихоньку чувствовать себя старым брюзгой: всё бубню про неё и бубню, бубню и бубню! Но ведь на самом деле, согласитесь, нажимать кнопку AF для перемещения зоны фокусировки далеко не всегда удобно! Для этого приходится компактную X-E1 держать двумя руками, причём только определённым хватом. А особенно это становится неудобным при использовании зум-объектива, когда левая рука занята управлением трансфокации.


положение рук, при работе с зумом и кольцом диафрагмы

Правда, тут есть надежда на исправление ситуации: инженеры FUJIFILM сказали, что они решат эту… это… м-м-м… в общем, они скорее всего устранят это маленькое недоразумение. Очень надеюсь на это!

Слишком лёгкий ход колец управления диафрагмой на объективах


кольцо управления диафрагмы

Увы, это наблюдается у всех объективов X-серии! Кольцо, управляющее диафрагмой очень наглядное и удобное в работе, но его ход слишком лёгкий. Это часто приводит к тому, что настройки диафрагмы при съёмке непроизвольно сбиваются, за ними надо тщательно следить, особенно в путешествиях, когда камеру хватаешь и переносишь по-всякому.

Кстати, пожалуй, ход крутилки коррекции экспозиции тоже излишне лёгкий. Я бы предпочёл более тугое переключение там. Хотя и случайно свернуть это колёсико не так уж и просто.

При установке вспышки или пускателя на горячий башмак, крутилка выдержки становится малодоступной

Собственно, тут ни прибавить, ни убавить… Действительно, если на горячий башмак установить вспышку или студийный пускатель, то доступ к куртилке, управляющей выдержкой, будет довольно сильно затруднён.


горячий башмак X-E1

Дополнительно

1. Электронный видоискатель


электронный видоискатель FUJIFILM X-E1

Он оставляет двоякие ощущения: с одной стороны — он яркий, контрастный и хорошо детализированный, а с другой стороны — мощности процессора X-E1 уже явно не хватает для того, чтобы качественно обслуживать всего его 2.36 МПикс! При панорамировании (особенно в горизонтальной плоскости) изображение в ЭВИ заметно стробит. Так, что, пожалуй, я бы использовал ЭВИ только для съёмки при слишком ярком солнечном свете и/или в сценах, где нет быстрого движения.

2. Скорость автофокуса и работы всех систем


18 mm | 1/40 | f/2.8 | ISO 1000 | XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS | кадриование 16:9

Тут придраться не к чему, автофокус у X-E1 работает стабильно и довольно шустро. Звёзд с неба AF камеры не хватает, но в общем по скорости не уступает практически всем своим одноклассникам.

Вся система работает не так, чтобы молниеносно, но теперь уже я бы не стал говорить что какие-то операции выполняются медленно. Конечно, всегда хочется быстрее, ещё быстрее! Но и сейчас уже X-E1 по скорости весьма неплох, особенно с объективом FUJINON LENS XF18–55mm F2.8–4 R LM OIS, про который чуть ниже.

3. Время работы

Что меня удивило — так это довольно продолжительное время работы X-E1 — в один день я отснял чуть более 800 кадров и заряд батареи был ещё даже не на нуле! Казалось бы, почему не отнести этот факт к плюсам? Ну, не всё так просто. Дело в том, что съёмку я вёл с использованием только ЭВИ и в режиме «включил камеру — быстро навёлся — снял — тут же выключил». Никаких просмотров отснятого на экране, никаких особенных раздумий при построении кадра, всё крайне быстро. Согласитесь, это не совсем типичный режим. Но уже радует сам факт того, что на камеру можно снимать много на одном заряде батареи.

4. «Номера кадров израсходованы»

Э-э-э… Эта более чем странная надпись — явно какое-то недоразумение. Она возникает на экране всех камер FUJIFILM каждый раз, когда они делают свой 9999 кадр. Мало того, после возникновения этой надписи камера перестаёт снимать, даже если в неё вставить новую флешку. Чтоб всё снова заработало, надо в меню выбрать пункт «Нумерация файлов» и там указать «Замена». Тогда нумерация пойдёт снова с 0000 кадра. Зачем это? Почему? Непонятно.

5. Объектив FUJINON LENS XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS

Отдельно решил рассказать немного об FUJINON LENS XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS, про него довольно много вопросов задают. Надо сказать, что это получился очень неплохой штатный зум-объектив. Правда, эквивалентные фокусные расстояния 27–83 мм — это не моё, давно уже за собой заметил, мне либо шире нужно, либо сильно уже, но это не отменяет факта высогоко качества этой линзы. На широком угле она снимает так:


18 mm | 1/100 | f/2.8 | ISO 800 | XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS

…на длинном конце как-то так (кстати, обратите внимание как встроенный стабилизатор помогает отработать длинные выдержки — просто прекрасно):


55 mm | 1/8 | f/4.0 | ISO 800 | XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS | Павел в поисках цвета

…посередине как-то так:


30 mm | 1/15 | f/9 | ISO 200 | XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS | Таня в студии

Ещё несколько снимков:


42.5 mm | 1/125 | f/10 | ISO 800 | XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS | скульптура Кувшинкиной в Плёсе


18 mm | 1/125 | f/8 | ISO 800 | XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS | скульптура Кувшинкиной в Плёсе


18 mm | 1/899 | f/3.2 | ISO 800 | XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS | жилой дом во Владимире


39 mm | 1/30 | f/9 | ISO 800 | XF18–55mm F2.8–4.0 R LM OIS | кадрирование 16:9

В общем, к объективу, пожалуй, только одна претензия, которую я уже высказал в разделе «минусы» — слишком лёгкий ход у кольца, управляющего диафрагмой. В будущем планирую сделать ещё тестовых кадров на него, чтобы сравнить наиболее популярные штатные объективы фокусных расстояний около 24–70.

Некоторые выводы

В принципе, тут можно было бы повториться и сказать всё то же самое, что было написано в обзоре FUJIFILM X-Pro1, про выское качество в доступном размере и по приемлемой цене. С тем лишь отличием, что X-E1 ещё компактнее и дешевле. Поэтому повторяться не буду, скажу лишь, что пока эта камера у меня основная — ей можно снимать всё, что я снимал раньше полноформатными камерами при том же качестве (а то и лучше, если говорить про цвета, например), но места в моём рюкзаке система занимает не в пример меньше.

Снимки, сделанные этой камерой:


18 mm | 1/640 | f/5.6 | ISO 800 | XF18mm F2 R


18 mm | 1/300 | f/5.6 | ISO 800 | XF18mm F2 R


18 mm | 1/30 | f/5.6 | ISO 1250 | XF18mm F2 R | токийское такси


18 mm | 1/30 | f/4.0 | ISO 2000 | XF18mm F2 R | ночной Токио


18 mm | 1/30 | f/3.6 | ISO 2500 | XF18mm F2 R | ночной Токио


18 mm | 1/30 | f/3.6 | ISO 1250 | XF18mm F2 R | ночной Токио


35 mm | 1/1500 | f/2.0 | ISO 200 | XF35mm F1.4 R | японский сад при отеле


35 mm | 1/170 | f/2.0 | ISO 200 | XF35mm F1.4 R | японский сад при отеле


18 mm | 1/3499 | f/2.0 | ISO 200 | XF18mm F2 R | японский сад при отеле


18 mm | 1/1500 | f/2.0 | ISO 200 | XF18mm F2 R | улицы Токио


18 mm | 1/220 | f/2.0 | ISO 200 | XF18mm F2 R


60 mm | 1/600 | f/2.8 | ISO 200 | XF60mm F2.4 R Macro


60 mm | 1/950 | f/2.8 | ISO 200 | XF60mm F2.4 R Macro


18 mm | 1/50 | f/2.0 | ISO 200 | XF18mm F2 R | рынок


18 mm | 1/160 | f/2.0 | ISO 200 | XF18mm F2 R | рынок


18 mm | 1/30 | f/2.0 | ISO 1600 | XF18mm F2 R | автобус


18 mm | 1/40 | f/2.0 | ISO 800 | XF18mm F2 R | Киото в сумерках


18 mm | 1/30 | f/2.5 | ISO 1000 | XF18mm F2 R | улицы Киото


18 mm | 1/30 | f/2.5 | ISO 1250 | XF18mm F2 R | улицы Киото


18 mm | 1/200 | f/5.6 | ISO 200 | XF18mm F2 R


18 mm | 1/40 | f/2.0 | ISO 200 | XF18mm F2 R | бамбуковый сад


18 mm | 1/340 | f/5.6 | ISO 200 | XF18mm F2 R


18 mm | 1/250 | f/2.0 | ISO 800 | XF18mm F2 R | закат в Наре


18 mm | 1/449 | f/2.0 | ISO 800 | XF18mm F2 R | закат в Наре


35 mm | 1/1099 | f/1.4 | ISO 800 | XF35mm F1.4 R | барахолка в Наре


35 mm | 1/50 | f/1.4 | ISO 2000 | XF35mm F1.4 R


18 mm | 1/60 | f/2.0 | ISO 800 | XF18mm F2 R | по пути домой


18 mm | 1/55 | f/2.0 | ISO 800 | XF18mm F2 R | спустя 15 минут


18 mm | 1/480 | f/5.6 | ISO 800 | XF18mm F2 R | автопортрет

Тут можно скачать архив с несколькими RAW-файлами с этой камеры для самостоятельного изучения: http://yadi.sk/d/HIj7H8562FGFW