Всё о фотоаппаратах Fujifilm серии «X»

Обзор Fuji X-Pro1 от Bezzerkalka

22 марта 2012

Автор статьи: Bezzerkalka
Оригинал статьи: Обзор Fuji X-Pro1

Гармония классической и цифровой фотографии

В Fuji X-Pro1 — первой беззеркальной камере от Fuji, используется КМОП-матрица X-Trans с разрешением 16.3 млн.пикселей, позволяющая делать снимки с разрешением дo 15.89 Мп.

Таким образом, при печати с разрешением 300 пикселей на дюйм, размер отпечатка лишь немногим меньше формата A3, что идеально для большинства фотографов-любителей.

Хотя матрица имеет формат APS-C, компания Fuji утверждает, что технология ее изготовления позволяет получать изображения, превосходящие по качеству полноформатные камеры.

Секрет кроется в расположении пикселей.

В отличие от большинства камер, использующих байеровский фильтр из красного, двух зеленых и синего элементов (обычно называемый RGGB), сгруппированных в квадрат 2х2, в КМОП-матрице X-Trans используется массив размером 6x6 RGGB со случайным расположением цветных фильтров внутри каждой ячейки из 36 фотодатчиков.

Fuji утверждает, что это позволяет избежать муара, возникающего из-за регулярной структуры байеровского фильтра.

Благодаря этому Fuji X-Pro1 не оснащена сглаживающим фильтром, что позволяет изначально получать более резкие изображения.

Характеристики

Fuji X-Pro1 является первой камерой от Fuji со сменными объективами после Fuji FinePix S5 Pro, анонсированной в сентябре 2006 года. При этом S5 Pro является зеркалкой с байонетом Nikon F, а Fuji X-Pro1 — беззеркалка с новым байонетом Fujifilm X.

Одновременно с выпуском X-Pro1, Fuji представила три совместимых объектива серии XF, Fujinon XF 18mm f/2 R, XF 35mm f/1.4 R и макрообъектив XF 60mm f/2.4 R с эквивалентными фокусными расстояниями 27, 53 и 91 мм соответственно.

Поклонники классической фотографии будут рады узнать, что на каждом объективе есть кольцо регулировки диафрагмы для настройки экспозиции.

Кроме того, на верхней панели камеры находится диск установки выдержки, позволяющий регулировать скорость затвора от 1/4000 до 1 секунды с шагом в 1 стоп.

На этом диске также можно выбрать опции Время (T) и Ручная выдержка (B), первая из которых позволяет установить выдержку в диапазоне от 2 до 30 сек. с интервалом 1/3 эВ, а вторая позволяет вручную устанавливать выдержку продолжительностью до 60 минут.

И на кольце диафрагмы объектива, и на диске выдержек есть автоматическая настройка A. Выбором этого параметра одновременно на диске и объективе на камере устанавливается программный режим, в то время как установкой этой опции только на диске выдержек или только на кольце регулировки диафрагмы выбирается соответственно режим приоритета выдержки или приоритета диафрагмы.

В камере нет сюжетных программ, но Fuji X-Pro1 и не предназначена для начинающих фотографов, которым эти режимы могут понадобиться.

В ручном режиме (при выборе на диске выдержек и кольце диафрагмы значений, отличных от A), адекватность выбора экспозиции можно оценить по шкале с левой стороны видоискателя или ЖК-дисплея. В других режимах эта шкала показывает компенсацию экспозиции.

Поскольку Fuji X-Pro1 является беззеркалкой, то не имеет зеркала, отражающего свет в видоискатель, но как и Fuji FinePix X100 обладает гибридным видоискателем, который сочетает в себе оптический видоискатель (ОВИ) с электронным (ЭВИ).

Небольшой рычажок на передней панели камеры позволяет пользователю переключаться между двумя видоискателями — подробнее об этом читайте далее.

Строить композицию кадра можно также с помощью 3-дюймового ЖК-дисплея с разрешением 1,230,000 точек на задней панели камеры. Такое разрешение экрана является одним из самых высоких, но, в отличие от большинства современных дисплеев беззеркалок, экран этой камеры не сенсорный.

Другим следствием отсутствия зеркала в Fuji X-Pro1 является использование контрастного, а не фазового автофокуса.

В общей сложности имеется 49 точек автофокусировки, расположенных по сетке размером 7×7 по площади кадра. Очень удобно, что можно быстро настраивать размер точек фокусировки (есть 5 вариантов настроек) с помощью диска управления, находящегося рядом с большим пальцем, поэтому если Вам понадобится более точная настройка, это займет секунду или две.

Компания Fujifilm известна как производитель фотопленки, и не удивительно, что она подчеркивает это, оснастив свою новейшую камеру режимами имитации пленок.

В камере 10 таких режимов, воспроизводящих цветопередачу пленок Provia (установка по умолчанию при съемке в JPEG), Velvia, Astia, Pro Neg H и Pro Neg S, которые знакомы фотогафам, начинавшим съемку на пленку.

Fuji X-Pro1 может записывать видео в формате Full HD (1920x1080 пикселей) со стереозвуком продолжительностью до 29 минут при частоте 24 к/с.

Хотя Fuji X-Pro1 во многом похожа на дальномерную камеру с ЖК-дисплеем, в ней есть все функции, которыми обладают современные цифровые камеры. Это и виртуальный уровень, различные настройки баланса белого, различные параметры брекетинга, настройка динамического диапазона и режим съемки панорам Панорама в движении.

Единственное, чего может не хватать камере — это встроенной вспышки, но имеется горячий башмак для установки внешних TTL-вспышек Fuji EF-20 или более мощной EF-42.

Качество сборки и управление

Fuji X-Pro1 имеет довольно крупный размер по сравнению с другими беззеркалками, но в отличие от Olympus и Panasonic с матрицами формата микро 4:3, обладает сенсором размера APS-C.

Кроме того, камера выглядит довольно прочной, хотя без объектива весит даже немного меньше, чем мы ожидали. Корпус и органы управления выполнены весьма качественно и с каждым из трех объективов камера воспринимается хорошо сбалансированной.

Сочетая ретро-стиль и традиционное расположение кнопок управления, Fuji X-Pro1 является не столько конкурентом для беззеркальных моделей, сколько конкурентом для зеркалок и дальномерных камер. И когда на рынок поступит переходник на байонет M, владельцы объективов Leica получат более доступную альтернативу камере Leica M9.

Несмотря на свойственную дальномерным камерам прямоугольную форму, Fuji X-Pro1 удобно лежит в руке благодаря фактурной прорезиненной ручке спереди. Она не такая массивная как у зеркалок, но делает обхват камеры удобным и безопасным.

Хотя дизайн Fuji X-Pro1 похож на X100, Fuji внесла некоторые изменения для большего удобства управления камерой.

Прежде всего, есть кнопка Q, которая активирует меню быстрого доступа к 16 основным параметрам, включая чувствительность, настройку динамическго диапазона, баланс белого, формат файлов, режим имитации пленки и другим настройкам.

Любой из параметров в меню быстрого доступа можно выбрать просто путем перехода к нему, а затем настроить с помощью диска управления возле большого пальца. Это очень удобно и, в отличие от подхода компании Olympus, не требует нажатия кнопки для выбора настраиваемой функции.

Кроме того, можно сохранить до семи пользовательских настроек для девяти функций, которые можно вызвать через меню быстрого доступа.

Меню быстрого доступа действительно очень полезная опция, и лучше указать, к каким параметрам Вам необходим доступ через него. Например пользователям, которые всегда снимают в формате Raw с одновременной записью в JPEG, вряд ли понадобится настройка качества изображения, и они скорее предпочтут настроить быстрый доступ к настройкам брекетинга.

Отдельный вопрос вызывает расположение кнопки Q. Она находится на выступе под большим пальцем и при повороте камеры для съемки в вертикальном положении очень легко нечаянно ее нажать. Со временем к этому можно привыкнуть и удастся нажимать ее реже, но проблема остается.

В ответ на просьбы пользователей X100, Fuji оснастил диск управления выдержкой в X-Pro1 кнопкой блокировки и изменил диск управления кнопками навигации.

Диск управления компенсацией экспозиции стал немного утоплен в корпус, чтобы было сложнее случайно повернуть его, однако, как оказалось, все равно остается вероятность нечаянно задеть его и изменить настройки.

Несмотря на то ,что кнопку блокировки на диске управления выдержкой использовать немного неудобно, это требуется только при переключении из режима А. Это мелочь, но позволяет избежать переключения камеры из режима приоритета диафрагмы в ручной режим или из автоматического режима в режим приоритета выдержки.

Видоискатель

Компания Fuji первой разработала модель гибридного видоискателя, объединяющего электронный и оптический видоискатель, в камере X100, и ей удалось разработать аналогичный видоискатель для камеры со сменной оптикой X-Pro1.

При визировании через оптический видоискатель (ОВИ), когда на экран не выводится информация о параметрах съемки, может оказаться удобным включить отображение электронной рамки, отображающей покрытие поля кадра.

Также можно включить отображение активной точки автофокусировки (с коррекцией параллакса) и виртуального горизонта.

Хотя в обратном галиллееве оптическом видоискателе предусмотрена увеличительная линза, с зум-объективами и телеобъективом, которые компания планирует выпустить в дальнейшем, Fuji рекомендует использовать ЭВИ.

Это объясняется тем, что площадь кадра занимает все меньшую часть изображения в ОВИ по мере увеличения фокусного расстояния объектива, а ЭВИ позволяет точно отображать границы кадра.

Обладая разрешением 1.44 млн.точек, ЭВИ Fuji X-Pro1 не имеет такого разрешения, как ЭВИ Sony Alpha A77 или Sony NEX-7, но тем не менее создает чистое и четкое изображение.

Поскольку в оптическом и электронном видоискателях отображается одна и та же информация, чтобы определить, каким из них удобнее пользоваться, нужно переключить рычажок выбора режимов видоискателя. ЭВИ в целом ярче и контрастнее ОВИ. При этом яркость ЭВИ нельзя регулировать, в отличие от яркости основного ЖК-дисплея.

3-дюймовый ЖК-дисплей обладает разрешением 1,230,000 точек, позволяя осуществлять компоновку кадра. Экран был улучшен по сравнению с X100 для лучшей видимости на ярком солнце, и наше тестирование подтверждает это. Даже под прямыми солнечными лучами и большими углами изображение на нем остается видимым.

Высокое качество ЭВИ позволяет использовать его практически в любой ситуации. Тем не менее, меньшая детализация ЭВИ по сравнению с ЖК-дисплеем делает ручную фокусировку менее удобной.

И поскольку камера имеет датчик приближения, который осуществляет переключение между визированием по дисплею и видоискателю при приближении камеры к глазу, целесообразнее использовать видоискатель для съемки, а экран — для навигации по меню и настройки параметров съемки.

Объективы

Новые объективы Fujinon XF 18mm f/2 R, XF 35mm f/1.4 R и XF 60mm f/2.4 R Macro обладают эквивалентными фокуснымм расстояниями 27, 53 и 91мм соответственно.

Выпуск Fuji X-Pro1 с тремя светосильными объективами с постоянным фокусным расстоянием подчеркивает ориентированность Fuji на опытных фотографов.

Fuji планирует в дальнейшем выпустить зум-объективы, но главной целью компании является выпуск на рынок топовой камеры для любителей и профессиональных фотографов.

Каждый из трех объективов имеет высокое качество изготовления и плавный ход кольца фокусировки. Однако кольцу переключения диафрагмы на объективе не помешали бы более четкое переключение между значениями диафрагмы и более тугой ход.

Лепестки диафрагмы скруглены, что делает края изображения более резкими, а боке -красивым. Это видно на наших тестовых изображениях, которые отличаются приятной мягкостью зоны нерезкости и красивой формой бликов.

Единственной ложкой дегтя можно назвать заметные на некоторых снимках в контровом свете хроматические абберации по краю кадра при съемке на 18мм объектив.

В ближайшее время мы опубликуем более подробный тест объективов с лабораторными оценками.

Производительность

Возможно самым точным определением для описания качества изображения Fuji X-Pro1 будет то, что снимки обладают пленочным качеством.

Это субъективная оценка, но при просмотре в стандартном размере изображения выглядят естественно и не кажутся цифровыми. Изображение в фокусе мягко отделено от фона с красивым боке.

При этом изображение в фокусе отличается высокой степенью детализации для кадров, снятых при низких значениях чувствительности. Это конечно не тот уровень детализации, которым обладают полнокадровые зеркальные камеры, но различие не очень заметно и, несмотря на отсутсвие сглаживающего фильтра, на снимках нет муара.

При просмотре полноразмерных снимков в формате JPEG видно, что края кадра имеют избыточную резкость, поэтому имеет смысл снимать в формате Raw с дальнейшей обработкой в редакторе.

Диапазон чувствительности находится в пределах от ISO 100 до ISO 6400, но при съемке в JPEG также доступны расширенные настройки ISO 12,800 и 25,600. Такие высокие значения чувствительности стоит использовать только в крайнем случае, иначе Вы получите страдающие от чрезмерной резкости изображения, вероятно как следствие попытки избежать размытости при использовании шумоподавления.

X-Pro 1 позволяет получать неплохие результаты при ISO 3200 и 6400, при этом на снимках в формате JPEG присутствует незначительное количество цветного и яркостного шумов. Тем не менее, некоторые детали в зоне нерезкости могут оказаться немного размытыми при просмотре на мониторе компьютера в 100% масштабе, поэтому если необходимы отпечатки большого размера или увеличение какого-то фрагмента изображения, то лучше максимально снизить значение чувствительности.

Кадры, снятые при низких значениях чувствительности, обладают более высокой детализацией, и оптимальный результат можно получить обработкой Raw-файлов с установленным минимальным уровнем шумоподавления и заранее выбранной резкостью.

Для обработки Raw-файлов Fuji предлагает поставляемую в комплекте программу SilkyPix, и хотя эта программа включает в себя большой набор различных инструментов обработки, она не кажется адаптированной для данной модели камеры.

Мы с нетерпением ждем обновления от Adobe и DXO, чтобы получить возможность обрабатывать Raw-файлы с помощью Photoshop CS5 или Optics Pro 7.

Как нам кажется, стандартный режим имитации пленки Provia хорошо подходит для большинства сюжетов, в то время как Velvia подходит для получения более насыщенных оттенков, хотя весенняя трава кажется неестественно яркой.

Как и в большинстве других камер, основной монохромный режим делает изображение довольно невыразительным, но это поправимо повышением контраста.

Достаточно забавной является опция брекетинга в режиме имитации пленки, когда камера записывает три снимка с различными установками, однако нас разочаровала возможность записи только в JPEG, даже если в настройках камеры выбран формат Raw.

Автоматический баланс белого в целом точно передает цвета, иногда ошибаясь при съемке в условиях искусственного освещения.

Эту проблему можно решить путем пользовательской настройки баланса белого, но, к сожалению, эта опция находится на второй странице главного меню. Было бы лучше, если бы этот параметр был доступен через меню быстрого доступа.

Автофокус

Для потенциальных покупателей Fuji X-Pro1 одним из важных вопросов является система автофокусировки камеры.

В то время как Fuji X-Pro1 нельзя назвать идеальной камерой для съемки спорта или движения, она обладает вполне достаточной скоростью фокусировки для любой повседневной съемки. Сравнение скорости АФ X-Pro1 и X100 показывает, что они практически одинаковы.

В процессе фокусировки объектив перемещается вперед и назад, но камера при этом фокусируется довольно быстро. Однако не настолько быстро, как например, Panasonic GX1.

В режиме непрерывной автофокусировки точка АФ находится в центре кадра, что является очевидным ограничением, при этом скорость АФ позволяет отслеживать только перемещение довольно медленно движущихся объектов.

Ручная фокусировка кажется естественным выбором при съемке на Fuji X-Pro1, но иногда затруднительно навестись на резкость через электронный видоискатель.

В этом случае выручает возможность увеличения изображения нажатием на диск управления, однако изображение в ЭВИ менее четкое по сравнению с ЖК-дисплеем, и, если камера не установлена на штатив, то это неудачный способ для оценки ручной фокусировки.

Разрешение

Мы сравнили наши лабораторные результаты с камерами Leica M9, Canon EOS 5D MK II и Nikon D700.

Как видно из нашего сравнения, все четыре камеры показывают хороший результат, но X-Pro1 оказалась настоящей звездой, оправдавшей надежды Fuji и в некоторых ситуациях выдающей даже более качественные изображения по сравнению с полноформатными камерами. Немного обойти X Pro 1 по соотношению уровня сигнала к шуму в формате Raw удалось только камере Canon EOS 5D MK II.

Уровень шума и динамический диапазон

Мы проводили съемку специально разработанной таблицы в тщательно контролируемых условиях, а полученные изображения были проанализированы с помощью программного обеспечения DXO Analyzer для получения данных, которые представлены на графиках ниже.

Высокое значение отношения уровня сигнала к шуму (ОСШ) говорит о более высоком качестве изображения.

Соотношение уровня сигнала к шуму в формате JPEG

Обзор Fujifilm X-Pro1: ОСШ для формата jpeg

Снимки Fujifilm X-Pro1 в формате JPEG показывают хорошо контролируемый уровень шума на всем диапазоне чувствительности, сравнимый с показателями для Canon EOS 5D MK II и Nikon D700. Начиная со значения чувствительности ISO 3200 и выше, X Pro 1 опережает остальные камеры в тесте по соотношению уровня сигнала к шуму, что говорит о неплохих возможностях камеры в условиях недостаточного освещения.

Соотношение уровня сигнала к шуму в формате Raw

При минимальном значении чувствительности ISO 200 изображения X-Pro1 в формате Raw (после преобразования в TIFF) обладают лучшим соотношением сигнала к шуму по сравнению с Canon EOS 5D MK II, Nikon D700 и Leica M9. Несмотря на то, что Canon EOS 5D MK II выбивается вперед при остальных значениях чувствительности, результаты X-Pro1 остаются вполне достойными.

Динамический диапазон в формате JPEG

Как видно из графика, снимки X-Pro1 в формате JPEG обладают более широким тональным диапазоном по сравнению с Canon EOS 5D MK II, Nikon D700 и Leica M9 при любых значениях чувствительности.

Динамический диапазон в формате Raw

Изображения в формате TIFF (после преобразования из Raw) вновь указывают на впечатляющую производительность X-Pro1 по динамическому диапазону, при этом аналогичного результата удается достичь только Canon EOS 5D MK II начиная с ISO 3200.

Примеры изображений

Съемка при f/1.4 на 35мм объектив позволяет получить изображение с малой глубиной резкости.

Кадр снят с использованием 256-мультизонного экспозамера и потребовал внесения поправки экспозиции +1.33эВ, чтобы детали статуи оказались различимыми на фоне неба.

При попытке справиться со сложными условиями освещения автоматический баланс белого немного теплит и снимок получается несколько темным.

То же самое изображение, что и выше, но для коррекции цветопередачи и яркости мы использовали уровни в программе Photoshop.

Другое немного недоэкспонированное изображение, но благодаря широкому динамическому диапазону обладающее достаточными возможностями для коррекции.

То же изображение после незначительной коррекции уровней.

Камера X-Pro1 легко сфокусировалась на голубе, а открытая диафрагма позволила красиво размыть фон.

Хорошая резкость по краю кадра и красивое боке. Снимок на 60мм макро-объектив с применением брекетинга при имитации пленки Astia.

Имитация пленки Provia (стандартная настройка).

Имитация пленки Velvia, как и следовало ожидать, придает изображению более глубокие и насыщенные цвета.

X-Pro1 фокусируется очень быстро, разве что не настолько, как другие беззеркалки, например, Olympus OM-D. Фокус может некоторое время рыскать, но в такой ситуации выручает переключение в макро-режим. Снимок на 60мм макро-объектив, имитация пленки Astia.

Снимок на 60мм макро-объектив, имитация пленки Provia (стандартная настройка).

Снимок на 60мм макро-объектив, имитация пленки Velvia.

У Вас есть возможность выбора между оптическим или электронным видоискателем и визированием по ЖК-дисплею в зависимости от ситуации.

Управление диафрагмой осуществляется с помощью кольца на объективе, при этом для 35мм объектива самой открытой является диафрагма f/1.4. Кадр снят при диафрагме f/9.

Компенсация экспозиции регулируется с помощью диска на верхней панели камеры, кадр снят при f/2.4 с компенсацией экспозиции -1.3эВ.

Возможна съемка в различных форматах, включая 16:9. Данный кадр снят на 60мм макро-объектив, имитация пленки PRO Neg. Hi.

Снимок на 60мм макро-объектив, имитация пленки Velvia.

Снимок на 60мм макро-объектив, эффект Сепия.

Установка по умолчанию Provia достаточно хорошо воспроизводит цвета, которые можно усилить с помощью опции Velvia, или немного приглушить с помощью Astia.

Объектив с фокусным расстоянием 18мм обеспечивает широкий угол обзора и позволяет открывать диафрагму до f/2.0, что делает возможным получение снимков с малой глубиной резкости.

18мм объектив позволяет «уместить» в кадре практически любой сюжет.

Этот снимок с яркими и насыщенными цветами сделан с использованием настройки имитации пленки Velvia.

Даже 18мм объектив можно использовать в качестве универсального, а сделать макроснимок можно переключив камеру в режим макро с помощью специальной кнопки на задней панели камеры.

Заключение

Хотя у камеры имеются некоторые недостатки — в частности, скорость системы автофокусировки, нам кажется, что большинству опытных фотографов понравится работать с Fuji X-Pro1. Кадры, снятые при низкой чувствительности, впечатляют уровнем детализации, приятной цветопередачей и красивым боке уже на выходе из камеры.

Что нам понравилось

Камера позволяет получать красивые «пленочные» фотографии с хорошим уровнем контрастности и мягким боке.

Что нам не понравилось

Непрерывная автофокусировка осуществляется по центральной точке, и трудно навестись на резкость через видоискатель при ручной фокусировке.

Окончательный вердикт

Если Вы — опытный фотограф и для Вас не имеет принципиального значения наличие сюжетных режимов и скоростной автофокусировки, то многое в Fuji X-Pro1 придется Вам по душе.

Установка параметров экспозиции с помощью кольца диафрагмы и диска выдержек очень удобна, а сочетание превосходного контроля над уровнем шума и светосильных объективов означает, что Вы можете комфортно снимать при автоматической настройке чувствительности.

Меню быстрого доступа от Fuji является одним из самых лучших и быстрых из всех рассмотренных нами. И было бы совсем идеально, если бы можно было его настраивать.

Гибридный видоискатель превосходен, хотя при ручной фокусировке он работает не так хорошо, как бы нам хотелось.

Но самое главное, что фотографии, снятые на Fuji X-Pro1, просто великолепны! Они могут быть менее детализированными по сравнению с полноформатными изображениями, но зато обходят своих старших братьев по ширине динамического диапазона и уровню шумов.

Отличная работа, Fuji!