Всё о фотоаппаратах Fujifilm серии «X»

Тест фотоаппарата Fujifilm X10 от Антона Мартынова

6 января 2012

Автор статьи: Антон Мартынов
Оригинал статьи: Тест фотоаппарата Fujifilm X10

Традиционно хочу сказать, что у меня не было задачи лабораторно протестировать фотоаппарат во всех мыслимых и немыслимых режимах и выдать стотыщмильонов карточек для их попиксельного препарирования. Много полезных замеров шумов, дисторсий и прочих аберраций всегда можно спокойно найти в интернете, например, здесь: dpreview Studio Scene. Вообще, свою позицию по поводу тестов я подробно выразил тут: FAQ | Вопросы про тесты фотокамер

Отдельно хочу сказать спасибо компании Fujifilm за предоставленную на тест камеру и просто за то, что там работают хорошие люди. =: )

Ну и ещё один момент, который надо обязательно упомянуть. Дело в том, что конкретный экземпляр X10, который побывал у меня — это сэмпл, предсерийный образец. На серийных камерах возможны изменения, поэтому, как только предоставится возможность протестировать серийный образец, я обязательно это сделаю и, возможно, дополню этот текст, если будут какие-то существенные отличия.

Выглядит Fujifilm X10 очень солидно. Как и его «старший брат» Fujifilm X100 — в ретро-стиле:

Всё такое металлическое, основательное, все детальки сделаны с тщательно и подогнаны аккуратно. Ощущение качественной и дорогой вещи:

В первое время, правда, было подозрение, что из-за своего металлического корпуса камера будет выскальзывать, но оно не оправдалось. X10 хорошо лежит в руке:

Правда, эргономика не без огрехов, на мой взгляд (об этом расскажу отдельно). Но управление в целом понятное и удобное. Главные кнопки и крутилки на своих местах и работают чётко:

X10, помимо привычного для цифровых камер экрана на задней панели, ещё оснащена оптическим видоискателем, про него тоже скажу пару слов ниже.

Остальные важные для фотографов характеристики фотоаппарата выглядят так:

  • сенсор: 2/3-inch EXR CMOS, физические размеры 6.6 x 8.8 мм, кроп-фактор 4
  • разрешение: 12 мегапикселей, размер кадра: 4000 x 3000 пикселей
  • чувствительность: ISO 100–3200, расширяется до 12800
  • EXR-матрица и дополнительные режимы съёмки
  • эмуляция цветов плёнок: Astia, Provia, Velvia
  • несменный объектив, фокусное расстояние: 7.1–28.4 mm (28–112 мм в 35 мм эквиваленте), диафрагма: f/2.0–2.8
  • TFT дисплей, размер: 2.8", разрешение: 460.000 пикселей
  • оптический видоискатель, поле зрения: 85%
  • серийная съёмка: до 10 кадров в секунду
  • RAW

А снимает эта камера так:


ISO 800 | 28.4mm | f/2.8 | 1/18 | утренний сумрак


ISO 800 | 7.1mm | f/2.0 | 1/45 | утренний сумрак


ISO 200 | 7.1mm | f/2.2 | 1/80 | обледенелая гирлянда


ISO 400 | 14.8mm | f/2.5 | 1/550 | прекрасная Маша


ISO 500 | 7.1mm | f/2.0 | 1/80 | люди на Болотной


ISO 160 | 7.1mm | f/2.0 | 1/80 | люди на Болотной


ISO 400 | 28.4mm | f/2.8 | 1/60 | смешанный свет


ISO 2500 | 12.2mm | f/2.8 | 1/50 | ночью


ISO 1600 | 28.4mm | f/2.8 | 1/80 | в естественном свете от окна


ISO 1000 | 28.4mm | f/2.8 | 1/125 | в естественном свете от окна


ISO 400 | 10.8mm | f/2.2 | 1/125 | в естественном свете на балконе


ISO 200 | 7.1mm | f/2.2 | 1/800 | улица днём

Плюсы

1. Объектив

Несменный компатный объектив с эквивалентными фокусными 28 — 112 мм и с максимальными диафрагменными числами f/2.0–2.8. Он выполнен очень качественно, зуммирование осуществляется вручную, поворотом металлического кольца (кстати, фокусное расстояние проградуировано уже в 35-мм эквиваленте):

А то, что выдвижением объектива одновременно включается и сама камера — вообще прекрасная идея, на мой взгляд! Приятно то, что хотя на «широком» конце и заметны перспективные искажения, но это не мешает снимать портреты:


ISO 1600 | 7.1mm, в эквиваленте — 28mm | f/2.0 | 1/100 | в естественном свете от окна

Для стрит-, трэвэл- и семейного фото диапазонов ообъектива более чем достаточно:


ISO 200 | 7.1mm | f/2.2 | 1/300 | на занятиях «базовой» группы


ISO 200 | 18.8mm | f/2.5 | 1/340 | Маша

Размытие фона при портретной съёмке получить легко, даже не смотря на то, что матрица у камеры всего 2/3 дюйма. Правда, боке у объектива несколько жестковато, на мой вкус:


ISO 100 | 28.4mm | f/2.8 | 1/180 | Маша и боке

2. Компактные размеры

Камера действительно очень мала, она легко убирается в карман куртки. Правда, в карман джисов, как Olympus XZ-1, уже не лезет. Здесь можно сравнить размеры X10 с размерами других камер: http://camerasize.com/compare/#129,213

3. Практически беззвучная работа


ISO 1250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/100 | плевать на пересветы

Регулировкой уровня громкости сигналов подтверждения автофокуса и нажатия кнопок уже никого не удивишь. Но у X10 есть ещё и возможность выбрать звук срабатывания затвора (из трёх вариантов) или вообще выключить все звуки. Тогда камера становится практически беззвучной.

4. «Тёплый ламповый звук»

Сюда я решил отнести всё, что нельзя никак формализовать. Честно говоря, в самом начале, после нескольких первых снимков, я даже было как-то разочаровался: качество получившихся тогда кадров оказалось, мягко говоря, не лучшее. Но я продолжал пробовать, пробовать, пробовать… Искал подходы к технике. И не заметил как на X10 нащёлкал рекордное среди всех тестов количество кадров — более 8.000! Камера как-то незаметно, даже, пожалуй, против твой воли, влюбляет в себя. Тут, полагаю, работает всё — от качества самой камеры, того, как она работает, и до получаемого результата, когда разберёшься с тем, как их, собственно, получить. X10 — одна из немногих камер, которую хочется носить всё время с собой.

Минусы

1. Низкая скорость работы


ISO 800 | 7.1mm | f/2.0 | 1/40 | в свете свечей и гирлянд


ISO 800 | 7.1mm | f/2.0 | 1/45 | в свете свечей и гирлянд


ISO 1250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/30 | в свете гирлянд

Увы, камеру постигла та же участь, что и Samsung NX200 — после серии кадров (даже после просто нескольких кадров подряд) надо ждать пока информация из буфера запишется на карточку памяти. В это время с камерой ничего толком сделать нельзя. Одна радость, что файлы у X10 нормального размера и поэтому этот период длится недолго, около 2–5 секунд.

После обновления прошивки стало возможным во время записи на карту вызывать режим перемещения зоны фокусировки. Правда, саму зону двигать в этот период времени по-прежнему нельзя… Но это уже прогресс. =: )

2. Глюки и странности


ISO 200 | 16mm | f/2.5 | 1/100 | в естественном свете из окна

Тут я должен снова напомнить, что у меня на тесте был сэмпл! То есть, предсерийный образец. Возможно, что многое из того, что я сейчас опишу, уже исправлено на серийных X10.

Во-первых, наиболее заметный и неприятный из глюков — это долгое время включения камеры. Помнится, ровно такой же глюк был и у «страшего брата» — Fujifilm X100. Активация в меню пункта «реж. быстрого вкл.», как правило, ни к чему не приводит — камера всё равно просыпается за 10–15 секунд. Порой это очень неприятно — сюжет успевает уйти. Но этот глюк «плавающий» — иногда камера включается быстро. А иногда — экранчик зажигается мгновенно, но вся электроника просыпается только через секунд 5–7. ОчЕнЬ сТрАнНо.

Во-вторых, в режимах EXR-съёмки (про них будет чуть ниже) RAW не пишется на флешку, только JPEG, даже если и включена опция писать RAW. Странно, потому что JPEG в камере получается из RAW. Отчего бы его тогда тоже не записать на карточку, если я так прошу?

В-третьих, предыдущий пункт особенно актуален ещё и из-за того, что автоматика камеры при съёмке в JPEG склонна сильно педалировать красный цвет, вплоть до отсечки:


ISO 640 | 7.1mm | f/2.0 | 1/100 | JPEG

В то время как из RAW можно извлечь эту информацию вполне нормально:


ISO 640 | 7.1mm | f/2.0 | 1/100 | конвертация из RAW в Lr

В-четвёртых, эргономика камеры не идеальна. Например, кнопки АЕ, управления балансом белого и, главное, — AF (управление перемещения точки фокусировки) находятся слева:

Ну, слева и слева, какая ерунда, вы скажете? Нет, не ерунда. Если снимать, управляя при этом точкой фокусировки (а портерты по-другому сложно фотографировать, например), то придётся держать камеру двумя руками. Причём, левую руку придётся снимать с кольца зуммирования, чтобы нажать AF. Почему нельзя поместить эту злополучную AF под кнопку «цветочек», к примеру? А сам «цветочек» поместить на место AF? Или хотя бы перенести её под малопонятную RAW.

Инженеры Fuji ответили на мой вопрос, что, мол, они считают, что если фотограф оперирует двумя руками, то так правильнее с их точки зрения. Я с ними категорически не согласен. Практичекски любой другой камерой я могу управлять одной правой рукой, даже здоровенными «единичками» от Canon. А вот крошечную X10 — вынужден настраивать обеими руками. Это странно.

Дополнительно

1. Оптический видоискатель

Камера оснащена оптическим видоискателем. Он довольно яркий и зуммируется вместе с объективом. Выглядит он прекрасно. Забавная штука. В общем, с технической точки зрения претензий к нему никаких нет. Но только совершенно непонятно — зачем он на такой крохотной камере?! Снимать с ним можно только что-то совсем общее и когда всё равно куда попадёт фокус (точки фокусировки в нём не отображаются).

На мой вопрос «нафига?» люди из Fuji ответили что-то типа «рынок требует». Ну, не знаю… Лично у меня сложилось мнение, что лучше бы сэкономить на видоискателе, но поставить процессор помощнее. Или просто размеры камеры уменьшить. Или цену скинуть. Или оставть ту же, но заработать больше. =: )

2. Дополнительные режимы съёмки

Из интересных дополнительных режимов хочется выделить EXR-режимы. Их три:

HR — съёмка с максимальным разрешением (в общем — обычный JPEG максимального качества, ничего особенного).

SN — съёмка с уменьшенным размером снимка и пониженными шумами (кадры получаются размером 2795 х 1850, но шумов на картинке становится заметно меньше):


ISO 1600 | 28.4mm | f/2.8 | 1/100 | JPEG в режиме EXR-SN | по клику откроется полноразмерный JPEG


ISO 1600 | 7.1mm | f/2.0 | 1/100 | JPEG в режиме EXR-SN | по клику откроется полноразмерный JPEG

DR — съёмка с уменьшенным размером снимка и улучшенным динамическим диапазоном (кадры тоже 2795 х 1850, но автоматика пытается «выжать» из RAW весь динамический диапазон):


ISO 400 | 7.1mm | f/2.0 | 1/100 | JPEG в режиме EXR-DR | по клику откроется полноразмерный JPEG


ISO 1600 | 28.4mm | f/2.8 | 1/100 | JPEG в режиме EXR-DR | по клику откроется полноразмерный JPEG

Работает это всё вплоне хорошо, за исключением того, что, как я уже говорил ранее, в этих режимах камера не сохраняет сам RAW, что очень странно, на мой взгляд.

3. Работа на высоких ISO


ISO 3200 | 22.8mm | f/2.8 | 1/40 | в свете «пилотов», примерно 2 х 200 Вт

Понятно, что сложно ожидать какого-то волшебства от матрицы, с физическими размерами 6.6 х 8.8 мм, но надо отметить, что сенсор X10 держится очень достойно. Конечно, шумы заметно возрастают уже после ISO 800, а на ISO 3200 и цвета начинают в тенях уезжать в синюю даль, но в общем и целом — всё выглядит довольно хорошо.


ISO 1600 | 19.5mm | f/2.8 | 1/200 | в свете «пилота», примерно 300 Вт

4. Встроенная вспышка

Поначалу я подумал, что встроенной вспышечке надо отправиться туде же, куда и оптическому видоискателю, но потом попробовал с ней поснимать и понял, что я был не прав. =: ) Вспышка много места не занимает, а действует весьма корректно:


ISO 400 | 7.1mm | f/2.0 | 1/17 | со вспышкой


ISO 640 | 7.1mm | f/2.0 | 1/15 | там же, но без вспышки

5. Горячий башмак

Ну и традиционные проблемы с «вроде бы стандартным» горячим башмаком. На этот раз у меня просто не получилось поставить на него пускатель: я решил, что либо его сейчас сломаю, либо башмак у камеры оторву. Формально-то он стандартный, но на деле — чуть ли не на миллиметр ниже. Схожая проблема была у Panasonic Lumix GF1 и GF2, но там, хоть и с трудом, но я всё-таки запихивал пускатель. Здесь же — не удалось. Поэтому я не смог проверить работу X10 в студии с импульсным светом и довольствовался съёмкой с пилотами:


ISO 1600 | 28.4mm | f/2.8 | 1/125 | с свете «пилотов», примерно 2 х 200 Вт

6. Крышечка объектива

Совершенно замечательная металлическая крышечка. Она надевается плотно и аккуратно, снимается легко, выглядит шикарно. Но! У неё нет никакого крепления для шнурка. Она просто снимается и дальше вам нужно придумать куда её деть. Чувствую, это будет расходная часть.

Снимки, сделанные этой камерой:


ISO 800 | 7.1mm | f/2.0 | 1/12 | с свете «пилотов», примерно 2 х 200 Вт


ISO 800 | 12.7mm | f/2.2 | 1/25 | с свете «пилотов», примерно 2 х 200 Вт


ISO 400 | 10.4mm | f/2.2 | 1/80 | с свете «пилотов», примерно 3 х 200 Вт



ISO 800 | 13.2mm | f/2.5 | 1/75 | с свете «пилотов», примерно 2 х 200 Вт


ISO 3200 | 14.2mm | f/2.5 | 1/45 | с свете «пилотов», примерно 2 х 200 Вт


ISO 1600 | 21.0mm | f/2.8 | 1/125 | с свете «пилотов», примерно 2 х 200 Вт


ISO 1600 | 21.0mm | f/2.8 | 1/125 | с свете «пилотов», примерно 2 х 200 Вт



ISO 320 | 24.6mm | f/2.8 | 1/60 | естественный свет из окна


ISO 800 | 14.2mm | f/2.5 | 1/105 | естественный свет из окна


ISO 320 | 28.4mm | f/2.8 | 1/125 | естественный свет из окна


ISO 800 | 28.4mm | f/2.8 | 1/120 | естественный свет из окна


ISO 500 | 13.2mm | f/2.5 | 1/125 | естественный свет из окна


ISO 640 | 28.4mm | f/2.8 | 1/125 | естественный свет из окна



ISO 400 | 7.1mm | f/2.5 | 1/60 | естественный свет из окна


ISO 400 | 18.0mm | f/2.5 | 1/45 | естественный свет из окна


ISO 1600 | 21.9mm | f/2.8 | 1/100 | естественный свет из окна


ISO 1250 | 16.0mm | f/2.5 | 1/100 | естественный свет из окна


ISO 1600 | 14.2mm | f/2.5 | 1/100 | естественный свет из окна


ISO 160 | 18.7mm | f/2.5 | 1/100 | естественный свет из окна



ISO 640 | 12.2mm | f/2.2 | 1/125 | естественный свет из окна, в руках — Polaroid


ISO 800 | 13.2mm | f/2.5 | 1/125 | естественный свет из окна, в руках — Polaroid


ISO 800 | 13.7mm | f/2.5 | 1/125 | естественный свет из окна, в руках — Polaroid


ISO 1250 | 18.7mm | f/2.5 | 1/125 | естественный свет из окна



ISO 500 | 7.1mm | f/2.0 | 1/160 | смешанный свет — из окна и лампы в помещении


ISO 200 | 8.9mm | f/2.2 | 1/100 | смешанный свет — из окна и лампы в помещении


ISO 500 | 28.4mm | f/2.8 | 1/100 | смешанный свет — из окна и лампы в помещении



ISO 640 | 16.7mm | f/2.5 | 1/80 | естественный свет из окна, повышенное ммимими


ISO 200 | 10.4mm | f/2.2 | 1/80 | естественный свет из окна, повышенное ммимими


ISO 250 | 28.4mm | f/2.8 | 1/80 | естественный свет из окна, повышенное ммимими


ISO 400 | 7.6mm | f/2.2 | 1/80 | естественный свет из окна, тема не ракрыта



ISO 400 | 9.3mm | f/2.2 | 1/680 | естественный свет из окна


ISO 400 | 20.2mm | f/2.5 | 1/320 | естественный свет из окна



ISO 1250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/30 | естественный свет из окна


ISO 1000 | 7.1mm | f/2.0 | 1/30 | естественный свет из окна


ISO 1250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/30 | естественный свет из окна


ISO 800 | 7.1mm | f/2.0 | 1/55 | естественный свет из окна


ISO 400 | 7.1mm | f/2.0 | 1/25 | естественный свет из окна


ISO 1250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/30 | естественный свет из окна



ISO 400 | 11.3mm | f/2.2 | 1/125 | люди на Болотной


ISO 250 | 28.4mm | f/2.8 | 1/80 | люди на Болотной


ISO 160 | 7.1mm | f/2.0 | 1/80 | люди на Болотной


ISO 1000 | 28.4mm | f/2.8 | 1/125 | люди на Болотной


ISO 250 | 7.1mm | f/2.0 | 1/80 | люди на Болотной


Больше фото с этого мероприятия (только JPEG), здесь: http://podakuni.livejournal.com/658342.html

А тут можно скачать архив (429 Mb) с несколькими RAW- и JPEG-файлами с этой камеры для самостоятельного кручения-верчения: http://narod.ru/disk/36662956001/X10_RAWs_JPEGs.zip.html