Всё о фотоаппаратах Fujifilm серии «X»

Обзор Fujifilm FinePix X100 от Павла Косенко

9 сентября 2011

Автор статьи: Павел Косенко
Оригинал статьи: Fujifilm FinePix X100 — мои впечатления

Разрешите поделиться своими впечатлениями от камеры Fujifilm FinePix X100, которую мне предоставило для тестирования представительство Fujifilm в России на время поездки в Венесуэлу.

Дело в том, что Каракас (столица Венесуэлы) считается одним из самых опасных городов мира, и разгуливать там со своими зеркальными камерами «аки новогодняя ёлка» мне было стрёмно. У меня родилась идея взять с собой для «незаметных» прогулок по городу какой-нибудь цифровой компакт. Конечно, меня очень привлекала новая камера Fuji, поэтому я обрадовался возможности испытать камеру в реальной жизни.

Дизайн

Конечно, первое, на что я обратил внимание в x100, ещё на картинках в интернете, это ретро-дизайн. Когда я впервые взял камеру в руки, влюбился в её лаконичную красоту ещё больше. Камера не только красива, приятна на ощупь, но и весьма миниатюрна. По ощущениям напоминает старые добрые «Лейки» времён Второй Мировой, по крайней мере те несколько образцов, которые мне доводилось держать в руках. Надевая такую камеру на шею, сразу ощущаешь себя корреспондентом с ответственным заданием.

Но! Как выяснилось, не смотря на небольшие размеры камеры, её дизайн привлекает не только меня, но и почти всех окружающих :) Такого количества восторженных «вау» и вопросов «ого, какая прелесть, где ты взял лейку?» я никак не ожидал. Что это за камера и сколько она стоит, меня спросили все мои знакомые, которых я встречал в Москве, аэропорте и в течение поездки. Незнакомые просто поворачивали голову и с любопытством рассматривали чудо-игрушку, висящую у меня на шее.

То, что идея «незаметной» камеры провалилась, я понял уже по дороге в аэропорт. В реальности у нас не было прогулок по особо опасным районам Каракаса, но я всегда был на чеку. Зная интерес к внешнему виду камеры, мне приходилось часто прикрывать её рукой, прятать за пазуху или карман. Благо, размеры это легко позволяют сделать.

В общем, если вы покупаете x100, будьте готовы к весьма повышенному вниманию к вашей персоне среди знакомых и на улице :) Очень красивая камера.

Управление

Скажу честно — инструкцию к x100 я не читал. Причём, это, пожалуй, была первая камера на моей практике, к которой я не прочитал ни одной страницы документации. Нет-нет, не такой уж я и безответственный — честно нашёл, скачал и установил мануал на айпад, чтобы изучить в самолёте. Но представляете, не потребовалось.

Управление камерой настолько очевидно, что пользоваться можно практически сразу после покупки. Два основных параметра — выдержка и диафрагма, устанавливаются так же, как и в дальномерных плёночных камерах. Диафрагма через кольцо на объективе, выдержка с помощью диска на верхней панели.

Чуть менее очевидно управление ISO, но ткнувшись в несколько кнопок, я быстро нашёл, какая из них управляет этим параметром (Fn сверху корпуса).

Выбор режима съёмки также очевиден. Например:

  • Приоритет выдержки (S)
    Кольцо диафрагмы = А (автомат).
    Диск выдержки = конкретное значение.
  • Приоридет диафрагмы (A)
    Кольцо диафрагмы = конкретное значение.
    Диск выдержки = А (автомат).
  • Программный (автоматический) режим (AE, P)
    Кольцо диафрагмы = А (автомат).
    Диск выдержки = А (автомат).
  • Ручной режим (М)
    Кольцо диафрагмы = конкретное значение.
    Диск выдержки = конкретное значение.

Согласитесь, гениально? :)

В принципе, неплохой идеей разработчиков оказалось и вынесение параметра коррекции экспозиции в виде отдельного диска. Но если честно, здесь, на мой взгляд, есть некоторая недоработка. Дело в том, что положение диска никак не фиксируется и легко сбивается в процессе не только съёмки, но и даже переноски камеры. Привыкнув к этому, я уже на автомате проверял положение диска перед началом съёмки, но поначалу наснимал немало либо сильно пересвеченных, либо сильно недодержанных кадров.

Собственно, для съёмки уже вполне достаточно. Остальное — более тонкие нюансы настройки камеры. В которых, впрочем, также несложно разобраться через вполне понятное Меню камеры.

Я осознанно не хочу превращать этот текст в описание функциональных возможностей камеры и всех её кнопочек. Вся эта информация доступна как в инструкции, так и в появляющихся чисто технических обзорах. Я лишь делюсь личными впечатлениями и акцентирую внимание на моментах, которые больше всего меня удивили или запомнились. Поэтому больше про кнопочки не будет :)

В общем, купили камеру, и можно сразу начинать снимать!

Скорость

Мне, как человеку, которого интересует стрит-фотография, жанровые и другие «быстрые» сценки, конечно, очень было интересно ощутить скорость работы камеры. И это тот единственный момент, который меня в x100 несколько расстроил. Самое узкое место, это скорость wake up’а («просыпания») камеры. Мне даже сложно было засечь в секундах, потому что в этот момент камера очень нужна и секунды кажутся вечностью. По ощущениям, порой камера просыпалась до 10 секунд. Это очень много, поэтому для более-менееэнергичной съёмки камеру всегда надо держать наготове заранее.

Далее, скорость фокусировки. В принципе она достаточно быстрая — порядка секунды, иногда меньше. Но почему-то после фокусировки и нажатия на спуск затвора часто (хотя не всегда) проходит ещё какое-то время, прежде чем камера делает кадр. Опять-таки, порядка секунды или её долей, но из долей складываются секунды, а даже за секунду может многое измениться.

На общую скорость работы влияют и режим фокусировки, и режим работы видоискателя, и общая освещённость сцены, и контрастность объекта, на который мы наводимся, и расстояние до объекта, и скорость флеш-карты, и другие параметры. Но, к сожалению, ни в каких условиях мне таки и не удалось получить приемлимую для репортажных задач скорость съёмки.

Однако здесь есть два немаловажных «но»:

1) Насколько мне известно по личному опыту, по опыту моих коллег и по некоторой прочитанной информации, на сегодняшний день ни один беззеркальный цифрокомпакт (качественные компактные камеры рассматриваемого класса) не обладает достойной скоростью съёмки.

2) Как говорил кто-то из великих (кажется, Стив МакКарри, поправьте, если не прав), «Если фотограф видит кадр, это плохой фотограф. Хороший фотограф должен предвидеть.» :) Несколько потренировавшись в обращении с камерой, в принципе можно добиться сносных успехов по съёмке и относительно динамичных сцен.

Цвет

Про особенности цвета камеры, как это ни странно, мне рассуждать сложно. Т.к. у меня собственные, не очень типичные, подходы по работе с цветом, я не припомню случая, чтобы выбор камеры значительно влиял на итоговый результат. Вместе с тем, некоторая особенность цвета x100 при работе с Raw-файлами прослеживается. Не могу её однозначно формализовать, но ощущения от цвета хорошие.

Никаких сложностей при работе с цветом файлов, сделанных на x100, я не испытал. При этом процесс получения требуемого цвета в целом не сильно отличается от работы с другими файлами.

В общем, в рамках моих представлений о цвете, пожалуй, можно сказать, что цвет x100 мне понравился. Вот несколько примеров того, что у меня получилось вытянуть без каких-либо сложностей. Здесь только Raw-конвертация в RPP, без дополнительной обработки (или с минимальной).

Павел Косенко. Авторские фотографии. Венесуэла, Каракас, 2011
Венесуэла, Каракас, 2011 | 1/1000 sec, f/2.0, ISO 200, FL 23 mm | подробнее + посмотреть на карте

Павел Косенко. Авторские фотографии. Франция, Париж, 2011
Франция, Париж, 2011 | 1/1000 sec, f/2.0, ISO 200, FL 23 mm | подробнее + посмотреть на карте

Некоторые снимки конвертированы с использованием плёночных профилей, некоторые без них. Все вариации в цвета мне вполне нравятся.

Оптика

Оптика не сменная, только один объектив с фокусным расстоянием 23 мм. После многолетней работы с зеркалками поначалу это кажется кощунством. Но довольно быстро ограничение превращается в ещё одну степень свободы. Свободы от выбора объектива :) Просто воспринимаешь это как данность, и изначально держишь в голове, что у тебя в руках камера с широкоугольником. Соответственно, максимально подходящие сюжеты, это съёмка в городе, пейзаж, не слишком динамичный жанр, местами даже стрит-фото или «небыстрый» репортаж. Всё это весьма соответствует, в частности, задачам туристической фотографии.

По качеству оптика мне показалась вполне приемлимой. Никакого принципиального «мыла» или других артефактов, мешающих творческому процессу, я не почувствовал.

Шум

По уровню шума камера показалась вполне приемлимой. Шум, конечно, есть, это же не 3D-картинка. Но он не вызвал у меня никакого отторжения по своему характеру или ощущения чрезмерности. Вот, например, фотография, сделанная на ISO 800 и потянутая на + 1/2 стопа при конвертации:

100%-кроп:

Резюме

Резюмируя свои впечатления, я бы привёл следующие основные плюсы и минусы. Осознанно не включаю сюда всякие мелочи типа возможности вставить аккумулятор другой стороной. Это всё мелочи. По сути я бы выделил следующее:

ПЛЮСЫ

+ компактность
+ приличная оптика
+ хорошая картинка
+ дизайн
+ основные элементы управления вынесены в виде механических колец и кнопок

МИНУСЫ

– скорость работы камеры

В общем, на мой взгляд, Fujifilm FinePix X100 — очень неплохая туристическая фотокамера.

Если для вас важна компактность, хорошее качество картинки, если вы любите стильные вещи и вам не требуется частая съёмка динамичных сюжетов — присмотритесь к Фуджику, возможно, он вам очень полюбится.

UPDATE. Подробный тест Fujifilm FinePix X100 от Антона Мартынова можно почитать здесь:
http://podakuni.livejournal.com/642941.html